«Миром правит не тайная ложа, а полная лажа»
Виктор Пелевин
Крестный отец Запорожья
Вышедшей в 1972 году на экраны американский кинофильм «Крестный отец» по одноименному роману Марио Пьюзо стал мировой классикой. Авторский сюжет, психологический срез событий, интрига тайной власти сицилийской мафии в Америке, динамичный сюжет, мастерская игра Марлона Брандо и Аль Пачино сделали фильм шедевром. Дон Вито Корлеоне стал не просто героем фильма, а интернациональным архетипом. В этом архетипе смешались магнитные импульсы, заставлявшие подражать Дону многих американских гангстеров и лондонских наркодилеров, директоров фирм, возникших на постсоветском пространстве и баев среднеазиатских преступных группировок. Взятый из жизни американских сороковых-пятидесятых сюжет, обильно смешанный с авторской фантазией, проник во многие умы и вернулся назад в жизнь. Быть как дон Карлеоне — означало обладать тайной властью и могуществом, быть тем, к кому приходят за справедливостью, означало обладать непререкаемым статусом хозяина положения…
Именно из этого мира, мира классического, но уже подзабытого, киношедевра, взялся набор легендарных и многозначительных фраз. «Ты должен определится с кем ты: ты с нами, или ты против нас», «я обращусь к нему с предложением, от которого он не сможет отказаться», «сейчас я обращаюсь к тебе с личной просьбой, но когда-нибудь ты обратишься ко мне», «я помогу тебе, но когда-нибудь я попрошу тебя о какой-нибудь услуге», «ты не искал моей дружбы, ты не хотел быть у меня в долгу», «твои враги стали бы моими врагами»…
Этот набор пафосных и многозначительных фраз в такой или чуть другой редакции знаком ряду запорожцев до боли. И вызывают они ассоциации не с доном Вито, а совсем с другим человеком — Евгением Черняком. Правда, звучали эти фразы не с экрана ТВ, не во время демонстративных акций благотворительного фонда «Патриот Запорожья», а в приватных беседах с настоящими и предполагаемыми «патриотами», нанимаемыми журналистами, работниками, политическими союзниками. Искренность Евгения Александровича должна была подкупать и обязывать. Обязывать подкупленных ею, никогда не говорить ему нет.
Правда, внешняя манера поведения лишь скрывала мощный ментальный контраст дона сицилийской мафии и поклонника его образа. В Коза Ностре обязательность и ответственность за слова и поступки впитывалась с молоком матери… «Женя с Космоса» прошел совсем другую жизненную школу. Для него образ дона Вито стал лишь красивой маской, под которой можно было спрятаться от окружающих и самого себя…
Недаром Евгений Черняк сделал книгу специалиста по манипуляциям Роберта Чалдини «Психология влияния» настольной книгой менеджеров ТД «Мегаполис» и ДП «Имидж Холдинг». Согласно Чалдини, чтобы обязать человека необходимо оказать ему некую услугу…
Без всякого Чалдини об этом прекрасно известно блатным. Именно поэтому знающие люди предпочитают не обращаться к блатным за помощью. Один раз получив ее, а то и просто обещания, можно оказаться в вечных должниках. И если чуть неверно повести себя, то будешь расплачиваться всегда. В тоже время среди блатных есть свой кодекс чести, предписывающий обязательность по отношению к своим…
Но Черняк никогда не относился к блатным и градация «свои» и «чужие» носила очень условный характер.
Именно возможность обращаться за помощью, когда «один за всех и все за одного» притягивала многих к водочному барону.
Каждая просьба была маленькой, но красивой постановкой «крестного отца».
Рассудив в 2007 году спор между Борисом Шестопаловым и Владимиром Альшаном в пользу Владимира Альшана, Черняк тем самым продемонстрировал ему свою справедливость и помощь. В следующем году, когда у Альшана не будет хватать денег, Черняк за свои деньги выкупит участок в Ялте и пообещает отдать его Альшану под застройку. Разве мог Альшан после этого отказать Черняку в двух маленьких просьбах: выступить гарантом по крупному кредиту в 8 500 000 долларов и оформить фиктивный договор на строительство коттеджа?
Позднее получатель кредита — принадлежащий Чернякам Завод цветных сплавов ляжет в банкротство и кредит платить перестанет, а все финансовые проблемы лягут на голову гаранта Альшана. А фиктивный договор послужит основанием для взыскания 16 миллионов с Альшана в пользу Черняка во львовском суде. Занимался ли дон Вито разводом на доверии? Ожидал ли кто-либо подобного от Черняка?
В 2008 году в Запорожье произошел коррупционный скандал в государственной администрации, связанный с конфликтом одной из молодежных группировок и чиновника управления по делам молодежи. На одном из заседаний администрации чиновник был прилюдно облит навозом под телекамерами. По словам Черняка, мужественный поступок юноши — хулигана Дмитрия, облившего коррумпированного чиновника дерьмом, заслуживал уважения и поддержки. Свою поддержку Евгений Черняк тогда и предложил Павлу Бройде, одному из руководителей молодежной группировки.
Позднее Павел Бройде будет вспоминать, что не просил помощи сам и «за справедливостью» к Черняку не шел. Евгений предложил помочь соратнику Павла сам. Его юристы должны были остановить уголовное дело, возбужденное по факту хулиганства, или договориться с судьей. После первого отказа от помощи Евгений сказал: «Твой парень получит срок. Зачем ты будешь этого дожидаться? Мы решим все проблемы». И Бройде поверил. Первая «нестыковка» началась, когда за отпуск Попова на поруки, со слов людей Черняка, судья Орджоникидзевского районного суда Гнатык запросила более пяти тысяч долларов. Сумма была неадекватной. И Черняк передал, что платить ее не будет. Или будет, но с условием, что Бройде отработает эти деньги услугами в черном пиаре. До суда оставалось немного времени и выбора уже не было… Но даже согласие на условия благодетелей обернулось иначе. Вечером перед оглашением приговора суда юристы Черняка подтверждают договоренность. Но утром суд не только не отпускает подсудимого на поруки, но и выносит самый жесткий из возможных приговор…
Павел Бройде был нужен Черняку для использования его возможностей в черном пиаре в борьбе за власть в городе. Дон Вито получил бы в этой ситуации преданного крестника. А Евгений Черняк получил надежного врага.
В 2008 году Черняк поможет с выгодной работой бывшему советнику губернатора Червоненко, высококлассному специалисту Александру Павлову. Павлов станет директором фонда «Патриот Запорожья» по пиару. В силу конфликта между губернатором Старухом и Евгением Черняком Павлов попадет под раздачу в облгосадминистрации, напрочь потеряв свои позиции. Пострадав за своего шефа, Павлов не получит даже видимости помощи. А обещанную ему зарплату многократно урежут и ее остатки выдадут с большими задержками. Даже легкая попытка возмущения обернется для Павлова в длительную изоляцию, организованную бывшим работодателем.
Именно поэтому в 2009 году была предложена финансовая помощь в личной проблеме со здоровьем Артему Тимченко. Уже тогда, презирая периодически критикующего его редактора, Евгений знал, что тот ему понадобится в качестве информационной торпеды. Сдавал ли дон Вито своих пехотинцев? А Артем Тимченко заключит договор с телеканалом «Алекс» на трансляцию программы «Право знать» призванной обливать мэра Запорожья грязью в интересах Черняка… Но когда телеканал выставит Тимченко счет на 50 000, ранее принявший на себя все финансовые проблемы Черняк не пошевелит и пальцем…
Предложенная Черняком юридическая помощь Максиму Александрову в борьбе с рейдерским захватом его магазина «Метро» не просто не дала пользы. Решивший выступить со стороны рейдеров Черняк использовал тех же юристов, которым до этого Александров открыл доступ ко всем своим документам, ожидая от них содействия.
Уже в 2010 году Черняк, наладив отношения с епископом запорожским и мелитопольским Иосифом, предлагает ему предоставить самолет для прилета в Запорожье Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Когда визит митрополита приблизился, польстившейся на меценатство владыка Иосиф сбил ноги в поисках денег на самолет, так как Евгений Александрович идейно две недели просто не отвечал на его звонки, стесняясь отказать в самолете прямо.
Относившийся к «патриотам Запорожья» с симпатией губернатор Борис Петров получил от Черняка предложение выделить миллион гривен на ремонт сгоревшей сельской школы. Обрадованный Петров громко объявил, что областная власть в его лице нашла деньги на ремонт школы у неравнодушного бизнеса. Когда пришло время выполнять обещанное, Евгений Александрович перечислил тридцать тысяч гривен…
Буквально за несколько лет в городе сформировался огромный пул людей твердо убежденных, что помощь от Евгения Черняка принимать опасно…
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
Несомненным достоинством Евгения Черняка является то, что он сделал себя сам. Не столько финансово, сколько психологически. Финансово как раз более помогли деньги отца, добытые на свалке. А вот формирование «системного менеджера» — дело рук самого Евгения Александровича. Обилие прочитанной литературы по корпоративному строительству, по психологии и менеджменту, практике продаж, введение этой литературы для обязательного прочтения своими сотрудниками — во многом помогло Черняку из заурядного запорожского алкогольного дилера стать владельцем самого раскрученного водочного бренда и создать транснациональную компанию. Евгений Александрович долго и упорно работал над собой, тратя время, силы и деньги на тренинги, семинары, длительные занятия с психотерапевтом… Он учился владеть собой, управлять людьми, правильно выбирать тактику и стратегию. Именно это, плюс природная харизма, помогла ему собрать ряд предпринимателей в фонде «Патриот Запорожья».
Но что же тогда периодически заставляет водочного барона полностью утрачивать контроль не только над ситуацией, но и над самим собой? Откуда тогда появление в Интернете увлекательных записей его телефонных конференций с сотрудниками, наполненных оскорблениями типа «бледной спирохеты»? Откуда у взрослого мужика и бизнесмена манера маленького мальчика не брать трубку, если разговор будет неприятным?
Почему выходя из обязательств, Черняк не считает нужным ставить в известность вторую сторону? И лишь спустя время оскорбленные и кинутые бывшие партнеры узнают от Евгения Александровича в чем именно, по его мнению, была их вина. Его же вины никогда не бывает в принципе. Правда, чего нельзя отнять у Черняка, так это мастерского умения рассказать, почему не прав именно собеседник.
В 2009 году Черняк разыгрывает показательный спектакль под названием «как я дружу с Кальцевым». Сначала в газете «Искра», потом в «Острове свободы» публикуется берущая за живое история о том, как на неком сейшене губернатор Старух осмелился плохо отозваться о Владимире Кальцеве. Присутствующий там Евгений Черняк предложил губернатору не оскорблять его друга и выйти поговорить по-мужски. Было ли это на самом деле, неизвестно. Но задачу осветить это событие именно так, журналисты получили лично от Черняка.
После активной борьбы с Кальцевым вплоть до 2007-2008 года, резких оскорблений в его адрес и ряда недружественных шагов Черняку нужно было договориться с Владимиром Федоровичем. Любой ценой. Ведь договориться с Карташовым не удалось…
Черняк прекрасно понимал, что в случае прихода Януковича к власти ему понадобится поддержка регионалов. Но зачем тогда было подводить и подставлять Кальцева и Петрова уже когда они оказались у власти? Логика действий осталась неясна…
Так как до президентских выборов была серьезная вероятность прихода к власти и Юлии Тимошенко, Черняк активно обхаживал БЮТ. Основную ставку при этом он делал на Юрия Ружина, всячески распространяя информацию о том, что именно благодаря его поддержке Ружину удалось возглавить городскую организацию БЮТа. Позднее, осенью 2009 года, эта информация окажет Ружину медвежью услугу. Противники Черняка решат вопрос с Тимошенко о снятии Ружина и устранении его от руководства БЮТом.
Но Черняку удается найти подход к Николаю Томенко, занимавшему пост вице-премьера в Кабмине Тимошенко. Всячески Черняк пытается рисоваться и приблизится к леди Ю во время ее визитов в Запорожье. Мастерски играя в сторонника БЮТ, Черняк даже находит ключик к сердцу если не леди Ю, то хотя бы Томенко — он обещает издать его книгу за свой счет. Обещает и не выполняет свое обещание, заслужив тем самым крайне негативное отношение Томенко. Зачем было тратить столько усилий, чтобы потом перечеркнуть все одним махом?
Зачем было, готовясь к выборам, отталкивать от себя и создавать врагов из дружественно настроенных журналистов и пиарщиков?
Зачем было обещать, если не собирался тратиться, помощь епископу Иосифу и губернатору Петрову? Чтобы потерять доверие? Чтоб нажить врагов?
Зачем нужны были многочисленные рейдерские атаки на ряд предприятий, в т.ч., бывших друзей и партнеров? Ведь на каждой из них Черняк понес расходы, а прибыли получить так и не смог. Даже успешно захваченный им «Энергомашинжиниринг» не окупил расходов… Не лучше ли было пустить эту энергию и ресурсы на понятный и сверхдоходный водочный бизнес?
Зачем были нужны столь колоритные, публичные и унизительные оскорбления собственных сотрудников? Ведь любая книжка по менеджменту говорит, что ругань и оскорбления — признак неэффективного менеджера.
Зачем было тратить массу сил, денег и времени на собирание «патриотов Запорожья» чтобы потом их же кидать и подводить в целом ряде ситуаций?
Таких «зачем?» очень много. Слишком много, чтобы искать на них рациональный ответ. Непоследовательные и ошибочные поступки совершает каждый. Однозначно нет ангелов в бизнесе. Бизнес — это точно не ангельское занятие. Но у Черняка такие «случайности» очень уж походят на систему и напрашиваются на системное объяснение.
Стивенсоновский доктор Джекил создает своего мистера Хайда. В этой истории мистер Хайд создает своего доктора Джекила. Сквозь маску дружелюбия и принципиальности, сквозь навыки, полученные на тренингах по психологии и в профессиональной литературе, сквозь логику, выверенную стратегию и тактику наружу прорывается мистер Хайд — Женя с Космоса.
Так накачанный в тренажерном зале под анаболиками качок, уличный гопник становится в очереди за пивом первым. Становится первым, невзирая на длину очереди и ловит кайф от бессилия стоящих сзади хлюпиков, ненавидящих его и не могущих его осадить. От осознания их бессилия он упивается собственным могуществом. Он как маленький бог может распоряжаться чужими судьбами и менять заключенные договоренности по своему усмотрению. Его понятия — это понятия, по которым ты всегда не прав. И никто не может противопоставить ему что-то. Более того, даже пострадавшие от него «патриоты» не поднимают скандала и не выходят публично из фонда, опасаясь войны с Черняком…
«Настоящую власть не дают, ее берут», говорил дон Корлеоне, и Евгений решил ее взять. Для начала в своем родном городе.
Евгений забыл только об одном: когда-нибудь количество неизбежно должно было перейти в качество. «Ни от одной болезни не умерло столько человек, сколько от избыточной уверенности в своих силах» — говорит известный американский писатель. Безнаказанность пьянит. Когда тебе очень долго позволяется все, ты не можешь заметить, что ситуация изменилась. И когда изменилась власть, привыкший за «время Ющенко» к безнаказанности Черняк этого не заметил. Он решил, что власти по-прежнему нет. Есть лишь покупные чиновники и силовики, с которыми всегда можно будет договориться. Для него все разговоры о неподкупности означали лишь одно — набивание цены. Ни личностей, ни служебного долга в его сознании просто не существует. Есть лишь «опция» и «цена опции». Если мистер Хайд привык действовать физической силой, то Женя с Космоса привык действовать деньгами, покупая на них, в том числе, и физическую силу.
Только так можно понять объявление войны со стороны Черняка новой власти. Начав кампанию против начальника ГУ МВД Украины Сербы, запуская на него компроматы и организовывая «возмущенные письма сотрудников милиции», Черняк не ограничился этим. Он объявил войну всем, кто пытался ограничить его божественное право на все. В том числе системе новой власти и Президенту. Мистер Хайд, не оценив своих сил, вырвался на волю и поставил и себя и доктора Джекила на грань самоуничтожения…
Анатолий ЗАХОВ