Запорожский «водочный барон» Евгений Черняк давно не ограничивается самолюбованием в рамках алкогольного рынка Украины, где до недавнего времени он занимал одну из ведущих позиций. Амбиции магната активно распространяются на политическую и социальную сферу. А недавно пантеон автохтонных божков нашего края явно стал нуждаться во включении в него самого Евгения Александровича…
«Черняк» (сокращение от «Черный нал») — невнесенная
в бухгалтерскую документацию денежная наличность
(сокращенно «нал»), сокрытая от налогообложения
Детское умение удивляться
Депутатской деятельности владельца торговой марки «Хортиця» и его «благотворительности» под эгидой соответствующего фонда «Патриот Запорожья» требует отдельного внимания. В рамках же данной статьи мы поговорим о Черняке-налогоплательщике. Ведь пару лет назад этот бизнесмен впервые заявил о себе как о «кормильце» Запорожской области, который более других субъектов коммерческой деятельности региона наполняет налоговыми отчисления казну.
Заявил, вроде как, не по самоличному почину, а со ссылкой на данные Государственной налоговой администрации в Запорожской области и соответствующее заявление ее пресс-службы. То есть, авторитетно и компетентно. Чем немало удивил владельцев десятков промышленных гигантов нашего края, коммерческих структур, занимающих лидирующие позиции на мировом рынке в своих отраслях. Удивил многотысячные коллективы заводов. А главное — удивил самих налоговиков, давно пытавшихся понять, куда уходят налоги с многомиллиардных годовых оборотов компаний, подведомственных Евгению Черняку и аффилированных с его водочным производством.
Первая информационная
Первая информационная война между бизнес-империей Черняка и налоговиками вспыхнула в 2008 году. Трения между сторонами многократно возникали и ранее, однако они не получали столь широкого общественного резонанса. Пресс-служба областной налоговой тогда поспешила опровергнуть заявление водочного магната. Поводом для бахвальства бизнесмена послужила скудные познания широкой общественности в налоговом законодательстве. По итогам 2008 года ЛВЗ «Хортица» занял первое место среди налогоплательщиков области по объемам уплаченного акцизного сбора. Это обстоятельство и позволило Евгению Черняку назвать себя «крупнейшим налогоплательщиком» региона.
Обратная сторона этой картонной медали, которой был самостоятельно удостоен магнат, заключается в том, что многие более крупные предприятия региона производят не подакцизные товары. И конкурирует Черняк в этом узком сегменте налоговых отчислений лишь с рядом нестратегических предприятий. Но главное — акцизный сбор платит не производитель товара, а его конечные потребители. Акциз включается в стоимость товара и не имеет прямого отношения к объемам прибыли, получаемой предприятием, влияя лишь на годовой валовый доход, который, разумеется, также может служить критерием прибыльности компании и объемов пополнения ею бюджета.
Проще говоря, Евгений Черняк в 2008 году торжественно отчитался в крупном пополнении бюджета деньгами украинских алкоголиков, выбравших производимые этим бизнесменом спиртные напитки.
К тому же акцизный сбор целиком и полностью полоняет центральный бюджет — ни копейки «акциза» в местных бюджетах не остается. А следовательно объем отчислений «лучшего налогоплательщика области» в областной и городской бюджет по «акцизной» статье равен нулю.
Под акцизом
Акцизный сбор — относится к так называемым косвенным налогам, минимизировать его в той отрасли, где работает Евгений Черняк, невозможно. По крайне мере в легальном сегменте производства. А поскольку «минимизация налогов» является визитной карточкой этого бизнесмена, то Евгений Черняк не преминул возможностью перевести часть своих производственных мощностей в теневой сектор, «украшая» неучтенную продукцию недорого купленными «акцизными этикетками».
Тогда же, в 2008 году, в рамках «первой информационной» войны, налоговики обнародовали данные о том, что сотрудники предприятий этой бизнес-империи, в большинстве своем, получают заработную плату, лишь немного превышающую официальную «минималку». Наверное, все запорожцы слышали мифы о заоблачных зарплатах, которые получают счастливцы, работающие на Евгения Александровича. В рамках имиджа «кормильца» любит кичиться высокими зарплатами своих сотрудников и сам бизнесмен.
Обойдем вниманием драконовские финансовые санкции, практикуемые на предприятиях Черняка в отношении сотрудников, как-либо «провинившихся» на рабочем месте. Однако то, что большинство из них отчисляет в Пенсионный фонд лишь минимальные копейки, — неопровержимый факт, отнюдь не подтверждающий имидж «кормильца и крупнейшего налогоплательщика» Евгения Черняка. Будущим пенсионерам, пересчитывающим на прилавках мелочь при покупке обезжиренного кефира, достанутся лишь приятные воспоминания о своей работе на «компанию-лидера рынка».
Письмецо в конверте
Правда, даже выплачивая зарплаты в конвертах, Евгений Черняк добивается достаточного высокого уровня средней заработной платы на своих предприятиях. Однако и это обстоятельство вызвано одной из схем минимизации налогов — так называемых «налоговых ям». Многомиллионные доходы в рамках этой схемы перечисляются на подставные предприятия или (как в нашем случае) на физических лиц, якобы выступающих посредниками при продаже водки. Налоговые обязательства производителя, который продал товар такому посреднику, минимизируются. Они перекладываются, в основном, на плечи посредника, который перепродает этот же товар по завышенным ценам. Причем, покупатель получает право на налоговый кредит.
Схема законна. Но посредник в дальнейшем не платит налоги, попросту исчезая как субъект хозяйственной деятельности. Деньги, полученные им от покупателя, обналичиваются. Часть из них идет на выплату зарплаты в конвертах сотрудникам предприятия-производителя. Остальные средства, возможно, идут на возведение детских площадок под вывеской благотворительных фондов. Однако несомненно одно — именно эти средства и являются основной прибылью, полученной по пути следования товара от производителя к потребителю и под налогообложение они не подпадают.
При реализации таких схем производитель занижает свои налоговые обязательства на законных основаниях. Покупатель (на «языке» налоговиков он именуется выгодополучателем) тоже уменьшает обязательства перед бюджетом. Ну, а кто и в каком процентном соотношении делит «пропавшую» наличность, мы умолчим. Отметим лишь, что ежегодно десятки миллионов гривен доходов таких предприятий Евгения Черняка, как торговый дом «Мегаполис», ДП «Имидж Холдинг», торговая компания «Эконом-Плюс», перечисляются физическим лицам из разных городов и сел нашей страны. Именно эти предприятия (или люди, как в нашем случае) и являются «налоговыми ямами», в которые уходят налоги, вместо того, чтобы поддерживать национальную экономику, гарантировать пенсии и заработные платы.
Карлик на налоговых ходулях
В действительности, даже в благоприятный для производства водки докризисный период, империя Евгения Черняка находилась лишь в третьей десятке среди плательщиков НДС Запорожской области по объемам выплат этого налога. При этом, согласно украинскому законодательству, НДС должен составлять не менее, чем 20 % от акцизного сбора. То есть, при производстве подакцизных товаров, объемы НДС могут превышать 20% от стоимости товара, если акцизный сбор превышает эту самую стоимость. Однако НДС, в отличие от акциза, минимизировать можно. И этой цели «минимизаторы» Евгения Черняка успешно добивались в последние годы. Объемы налога на добавленную стоимость, которые выплачивали предприятия Евгения Александровича, не достигали минимально установленного порога в 20%.
В результате возник казус — лидируя по объемам уплаченного акциза, тот же ЛВЗ «Хортица» не попадал даже в двадцатку лучших плательщиков НДС Запорожской области. Куда же девается эта «большая разница»? Об этом Евгений Черняк, отчитываясь в прессе о своих налоговых достижениях, откровенничать не стал. Как, впрочем, и о причинах, по которым то же ДП «Имидж Холдинг», владелец завода, по объемам выплачиваемого налога на прибыль, уверенно плелось в хвосте первой сотни налогоплательщиков области.
Нетипичный экспорт
Но даже эти минимальные выплаты казались команде Евгения Черняка чрезмерными. Об этом можно судить по тому, что при ежегодном докризисном росте производства и объемов продаж водки и иных вкусностей объемы налоговых отчислений (кроме акцизного сбора) стабильно уменьшались. Минимизация стала отдельным, параллельным направлением ведения бизнеса, который мог приносить десятки миллионов дохода в год без какой-либо производственной и торговой деятельности.
В частности, «проблема» выполнения своих обязательств перед государством по выплате НДС, масштабно решалась Евгением Черняком путем «нетипичных» экспортных поставок. Решить проблему выплаты НДС можно, искусственно создав обязательства государства по возврату НДС. Это можно сделать, закупая товары для экспорта через ряд подставных посредников, что позволяет заоблачно завысить их стоимость и размеры полагающегося возмещения по НДС.
Ежегодно компании Евгения Черняка (например, ДП «Имидж Холдинг», ТД «Мегаполис» и др.) экспортировали маргарин, томатный сок, горох, семена подсолнечника, горчицы, тыквы и прочий «нетипичный экспорт» на сотни миллионов гривен. Нанеся таким образом убытки государству в невообразимых объемах.
«Рупь є — сховай»
Чтобы понять реальную сознательность Евгения Черняка как налогоплательщика, следует знать такие цифры: в минувшем году при доходе «Имидж Холдинга» около 2 млрд. грн. и чистой прибыли около 70 млн. грн. годовой налог на прибыль этого предприятия составил около 600 тысяч. грн. Остальные предприятия Черняка также из года в год декларировали многомиллиардные поступления и выплачивали лишь несколько миллионов грн. налога на прибыль.
Особенно явственно эти тенденции прослеживались в 2008 году, когда с почти 6-миллиардного годового дохода компаний «Имидж Холдинг», «Мегаполис», «Одесский коньячный завод», «Феодосийский завод коньяков и вин», ЛВЗ «Хортица» и других, которые входят в финансовую империю Черняка, общий налог на прибыль составил… 330 тысяч грн. Именно эти обстоятельства и привели к информационной войне налоговиков с Евгением Черняком. Однако тогда государству поставить на место зарвавшегося минимизатора не удалось. Публично пригрозив тогдашнему главе налогового ведомства в Запорожской области Ивану Ковальчуку обнародованием некоего «компромата», Евгению Черняку удалось подавить сопротивление государства.
Новая метла
Ситуация изменилась с появлением в Запорожье нового главы ГНАУ Алексей Тимарцева. Приехав в область с четко поставленным ему новым руководством государства заданием — навести порядок в сфере налогообложения, Алексей Юрьевич первым делом принялся отрабатывать крупнейшего нарушителя налогового законодательства. Вот по этим показателям Евгению Черняку по достоинству принадлежит пальма первенства среди запорожских субъектов хозяйственной деятельности.
Не удивительно, что в первые же недели руководства ГНАУ Алексеем Тимарцевым на заводе Евгения Черняка и в офисах его предприятий начались «маски-шоу». Налоговая милиция изымала необходимую для проведения проверок финансовую документацию, в результате чего было возбуждено уголовное дело.
Заместитель начальника ГНАУ в Запорожской области, глава областной налоговой милиции Валерий Гнатенко, комментируя 6 августа ситуацию, сложившуюся вокруг предприятий водочного короля, заявил, что уже в ближайшее время уголовное дело по многочисленным фактам уклонения ими от уплаты налогов будет передано в суд. Подробности этого дела Валерий Степанович не разгласил, сославшись на тайну следствия. Однако подтвердил факт составления налоговиками акта проверки «с большими суммами начислений». Речь идет о штрафных санкциях, объем которых, по неофициальным данным составляет 360 млн. грн. И это не единственная санкция, взыскания которой будут в суде добиваться налоговики.
Для гарантии получения государственном возмещения ущерба на сегодняшний день арестованы счета ряда предприятий «алкогольной империи». Под полным контролем государства находится и производственный процесс на самом заводе.
— Суд приступит к рассмотрению этого дела в ближайший месяц, — уверил общественность Валерий Гнатенко.
Правда, установление контроля налоговиков над ЛВЗ «Хортица» вряд ли поможет им вывести бизнес водочного барона из теневого сектора. Производство водки — это не космические и не атомные технологии. Ее разлив можно осуществлять и в любом подвале. Оставив без контроля Евгению Черняку сеть реализации водки в виде ТД «Мегаполис» и других фирм, налоговики оставили ему все возможности для дальнейшего ведения своего бизнеса и ухода от уплаты налогов в глубокую тень.
Постскриптум: Водочный магнат провалился в налоговую яму
Причина возникновения этого прессинга — вовсе не «политические мотивы», и «не происки конкурентов», о которых сегодня истерично трубит медиа-машина Евгения Черняка, а элементарная жадность и коммерческая нечистоплотность, которая уже привела к «нерукопожатности» этого бизнесмена. Быть может, коррупционными методами реально «решить вопрос» с чиновниками. Но деловой мир больше не подаст руки бизнесмену, у которого не осталось ни одного партнера, доверием которого он пользуется…
Раиса МЕТЛИК