С нами связался директор компании «КомЭнерго» Леонид Бредихин. Компания занимается предоставлением коммунальных услуг в десятке городов Украины. До конца 2013-го года среди городов, которые обслуживала компания, был Мелитополь. Директор «КомЭнерго» рассказал, как за несколько месяцев, руководство города во главе с мэром Сергеем Вальтером выжило предприятие из города, оставив с колоссальными задолженностями, в тоже время, проводя фактический захват сферы деятельности компании, с целью забрать ее бизнес и открыть себе путь для манипуляций с деньгами из городского бюджета и платежами населения. По его словам, Мелитополь оказался на грани коммунального коллапса, став заложником в играх мэра города и его окружения.
— Расскажите о Вашей компании и о том, как Вы попали в Мелитополь.
— В 2007-ом году наша компания начала работать в Мелитополе. Наша задача — вывоз мусора, текущие ремонты, обустройство домов и придомовых территорий. Когда мы пришли в Мелитополь, мэром был Дмитрий Сычев. Мы подготовили масштабную презентацию о нашей деятельности и открывающихся возможностях, обсудили этот вопрос на сессии с депутатами горсовета. Потом было обсуждение, голосование и мы начали работать.
— На каких условиях Вы вошли на мелитопольский рынок?
— Когда мы входим на городской рынок, то создаем отдельную фирму – «КомЭнерго-Мелитополь» — дочернюю компанию «КомЭнерго». Нужно оборудование, программное обеспечение, техника, специалисты. Поэтому, фирма-учредитель, как это было в Мелитополе, передала дочерней компании активов на 1,3 млн. грн. Кроме того, мы передали 2,5 млн. грн. возвратной финансовой помощи.
— Эта сумма быстро окупилась?
-Она не окупилась вовсе. 869-ое постановление Кабмина предусматривает рентабильность в тарифе, но ее никогда никто не учитывал. Прямого дохода мы от города не имели.Дочерняя компания до сих пор должна деньги фирме-учредителю. С2007-го года и по сегодняшний денькомпания не работала на экономически-обоснованном тарифе. Все время тариф был занижен. А мы еще тратили деньги на прописанные в договоре мероприятия по благоустройству – установили 300 лавочек, 280 урн, оборудовали дома адресниками. Мы работали на перспективу.
— Какой объем работ взяла на себя ваша компания?
— Мы стали балансодержателем жилого фонда и начали работать. Нам досталось 760 тысячквадратных метров –это около 50% всего жилого фонда города.
— Как долго вы работали в Мелитополе?
— У нас был договор на 5 лет — до 29 августа 2012-го года с правом продления. Когда срок стал подходить к концу, мэр Сергей Вальтер предложил отложить продление договора до конца года. Устно обещалось, что мы продолжим работы. Но фактически нас оставили нарынке на кабальных условиях -мы были вынуждены заключить новый договор до 1 января 2013 года без права продления.Мы уже не были балансодержателем– просто предоставляли услуги. Мэр мотивирует это тем, что на носу парламентские выборы и чтобы не будоражить ситуацию в коммунальной сфере, мы пока заключим временный договор.Уже потом я проанализировать ситуацию и понял, чтонас просто кинули, что это был заранее продуманный план.
— Что это значит?
— Дело в том, что перед заключением нового договора у нас был разговор с мэром. Он просил, чтобы мы дали всю информацию по предприятию и деятельности, внутренние документы. Я предоставил их. Мэр объяснил, что информация нужна, чтобы власти были уверены, что компания не завалит расчеты – зарплаты и т.д.Потом стало ясно, что они изучали механику работы для захвата нашей сферы для своих частных структур. Онипоняли, что это лакомый кусок, который неплохо обслуживать самостоятельно.
— Т.е. продлевать договоренности с «КомЭнерго» не стали?
— Даже не дали нам возможности подготовиться к сворачиванию работы.Ведь в нашей сфере это не просто. Внезапно свернуть работу –не только поставить нас в положение, где мы должны рассчитаться со всеми – от сотрудников до поставщиков, но за отработанное время не получить оплаты от населения. На это уходит время, ведь на кону живые люди, живущие в обслуживаемых домах.
-А на кого Вас поменяли? Вернули обслуживание коммунальным предприятиям?
Ничего подобного. Появляется некая компания «Комфорт-Мелитополь». Ее создают два человека – Виктор Дядьков и Владимир Твердохлеб – очевидно, люди связанные с Сергеем Вальтером. Уставной фонд — 10 тыс. грн. — один 5 тысяч вложил и второй — 5. Никаких работников, оборудования, репутации, опыта и специалистов на момент создания. Компания создана 19 ноября 2012 года. Через 10 дней ее вводят на рынок ЖКХ Мелитополя решением исполкома. Заметьте, что именно исполкома, а не сессии. Еще и без конкурсной основы. Нас уже позже ставят просто перед фактом, что наша компания больше не работает.
— Разве возможно компанию с таким уставным фондом, без какого-либо имущества и рабочих взять на такой объем работ?
— Теоретически, нет. Практически — если у них ничего нет, они будут работать через субподрядчиков и отмывать деньги. Так, как компания своя, могут крутить что угодно. К примеру, есть разные виды рубероида, а название одно. Закупают самый дешевый, а цену ставят самую дорогую. Миллион гривен, допустим, выделят на крыши. Остальные деньги прогонят через компанию-субподрядчика, и положат в карман. У них открываются перспективы для освоения бюджетных денег. Или вовсе сделают их распорядителем бюджетных средств, тогда в карманы миллионы пойдут.Такое уже было. Таким образом при укладке асфальтной плитки отмывали огромные средства черезЧП «Скоробагатько».
— А как же лицензии на работы?
— У нас лицензии остались. У «Комфорта», который вошел, изначально никаких лицензий не было. На получение лицензии минимум месяц уходит, а они через 10 дней после создания вошли на рынок. Сейчас, может и есть какие-то лицензии, честно говоря, не знаю. Но если и есть, только те, что по-быстрому можно оформить. А ведь для лицензий требуется и оборудование, и ПО. А этого у них нет.
— Ваша компания ушла с рынка без задолженностей?
— У нас каждый месяц была переходящая задолженность по услугам. Например, за декабрь люди рассчитываются только в январе. Получается, что в декабре работы проводили мы, а деньги за них получает новая компания — у нас теперь нет прав. У нас даже не было возможности полностью зарплату выплатить работникам, а у нас 220 сотрудников было.
— А имущество. Вы говорили, что в 2007-ом привезли технику, оборудование…
У нас там остались оборудование, компьютеры, столы и т.д. Забрать его мы не можем – в помещения ограничен доступ – нас туда просто не пускают. Мы предлагали «Комфорту» выкупить у нас это за 50% стоимости. Теперь хуже, они просто не пускают нас туда и пытаются вообще за копейки у нас все забрать. Они на это и рассчитывали, потому им не нужно было свое оборудование для «Комфорта» — они рассчитывали за две копейки забрать наше.
— Как может повлиять вхождение новой компании без каких-либо активов на состояние ЖКХ Мелитополя?
— Ничего радужного – фактическое свертывание спектра услуг, снижение качества обслуживания. С этим мы уже столкнулись в Рубежном Луганской области. А соответственно, нестабильность в и без того проблемной сфере ЖКХ.Неизвестная компания, которая заходит исключительно, чтобы отмывать деньги для городского руководства, не может предоставлять нормальные услуги. Тем более, если она работает исключительно на субподрядах.
— А чем, на Ваш взгляд, причина такого развития событий?
-По сути, мы не смогли удовлетворить аппетиты руководства города. Нам неоднократно намекали на необходимость их личной мотивации, но это бы сказалось на жителях города и мы не могли на это пойти.