По словам таможенного эксперта Юрия Стецька,наиболее прибыльным бизнесом в Украине является импорт и реализация пищевых добавок.
Уважаемый эксперт не уточнил при этом, входит ли в число этих добавок наркотики, так как при определенном допуске они также могут считаться биоактивными пищевыми добавками. Вообще-то в мире самыми прибыльными считаются продажи наркотиков, оружия и торговля «живым товаром». Не искючаем, что в этом плане Украина имеет свою специфику.
Впрочем, биодобавки не единственный бизнес, с которого таможенники получают «комиссионные. По словам того же Юрия Стецька, который занимается предоставлением юридических услуг при контантах с таможенными органами, одна многотонная фура с секом-хендом сулит владельцу товара прибыльв миллион долларов! Конечно, если он на границе оставит заключенно неформалльными договоренностями 150 тысяч. В свое время татаро-монгольское иго предполагала дань в 10% от произведенных, внесенных в торговый оборот и прочей прибыли. Если Стецько прав, то таможня независимой Украины берет мзду ва половину большую, чем баскаки монголов.
Прихватить чиновников, которым не обидно за державу, как собирательному образу таможенника в персонаже культового советского фильма «Белое солнце пустыни» Верещагина, становиться нелегким делом. Теперь ушлый таможенник открывает смс-ку на мобильном, где значатся цифры — номер счета, на который и следует перевести определенную сумму (читай — взятку). Цифры клиент запоминает. Дальше — дело техники. Перевел сумму, отзвонился. Вот и все.
Нельзя сказать, что очистительные процессы в таможни не происходят. Так, при корпоративной пьянке на новый, 1912 год, сотрудники Львовской таможни перепились настолько, что не узнали прибывшего к ним с проверкой нового начальника департамента по борьбе с коррупцией Государственной таможенной службы. Может, товарищ был глубоко законспирирован, но бдительность не стоит ослаблять ни в коем случае. Дружеское застолье привело к увольнению 30 служащих Львовской таможни. Пытались найти их коррупционные огрехи, но ничего внятного в силу известных аргументов таможенники пояснить не смогли.
Большая роль в коррупционных процессов принадлежит таможенным оценщикам. Например, приоценки таможенных пошлин на плазменные телевизоры пользуются нормами ГОСТа 1975 года, когда подобные «телики» существовали лишь в головах наиболее продвинутых электронщиков.
Даже если клиент провозит черную икру, но в документах значится «древесная стружка», — тот, не задумываясь, подпись поставит. И получит за работу 100 — 200 гривен. Дело касается и других категорий импорта.
В результате в выигрыше остаются экспортеры, таможенники и даже потребители ввезенного товара, в цену реализацию которых не заложены полагающиеся таможенные расходы. А в проигрыше непосредственные потребители госбюджета: учителя, медики, военные, милиционеры. Впрочем, если у перечисленных граждан есть возможность специфическим образом улучшить свое материальное состояние за счет «альтернативных источников», то для пенсионеров, пациентов наших «бесплатных» медучреждений и ряда других категорий украинцев это сделать, увы, невозможно.